Сегодня у нас в гостях директор Департамента контроля медицинской и фармацевтической деятельности МЗ РК по городу Астане Алпысбекова Гульнар Махмудовна.
Вопрос: Гульнар Махмудовна, какие основные функции Вашего Департамента?
Ответ: Здоровье населения является одним из главных факторов обеспечения национальной безопасности республики, а здоровье каждого отдельно взятого гражданина – залогом его работоспособности, успешности, социальной адаптированности и благосостояния его семьи.
Одним из органов столичной системы охраны здоровья граждан является Департамент Комитета контроля медицинской и фармацевтической деядетльности МЗ РК по городу Астане.
ДККМФД был создан в октябре 2009 года путем объединения двух Департаментов – Департамента контроля качества в сфере оказания медицинских услуг и Департамента фармацевтического контроля и выделения из их состава Департамента оплаты медицинских услуг.
В ДККМФД работают специалисты с большим опытом, есть юрист, который регулирует правовые вопросы, директор Департамента является Главным государственным инспектором по контролю качества медицинских услуг по г.Астане, а заместитель – Главным государственным инспектором по контролю фармацевтической деятельности по г.Астане. То есть, Департамент уполномочен решать самые сложные вопросы, касающиеся контроля качества медицинских услуг, фармацевтической деятельности и лекарственного обеспечения.
В соответствии с государственной политикой здравоохранение республики проводит разноплановую работу по переходу на международные стандарты с целью повышения качества медицинских услуг. Решение задачи непрерывного повышения качества медицинских услуг стало возможным за счет создания двухуровневой модели оценки – внешней и внутренней. Внутреннюю оценку проводит сама медицинская организация, а внешнюю — государственный орган, в данном случае – наш Департамент.
Выражаясь доступным языком, Департамент проводит контроль в сфере оказания медицинских услуг и обращения лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники, в числе которых рассмотрение обращений физических и юридических лиц по вопросам медицинской и фармацевтической деятельности, контроль за деятельностью субъектов здравоохранения, в том числе за соблюдением стандартов в области здравоохранения, правил лицензирования по занятию медицинской и фармацевтической деятельностью.
Вопрос: Как ваш Департамент проводит контроль медицинских услуг и в сфере обращения лекарственных средств?
Ответ: Необходимо отметить, что любая проверка – будь то по обращению граждан или же от юридических лиц, осуществляется только после разрешения, выдаваемого территориальным органом правовой статистики и специальным учетам.
Проверяющее лицо или созданная для этого комиссия руководствуется законами Республики Казахстан и постановлениями Правительства РК в сфере здравоохранения, Кодексом РК «О здоровье народа и системе здравоохранения», Кодексом Республики Казахстан «Об административных правонарушениях», другими нормативными правовыми актами, направленными на охрану здоровья народа Казахстана и качество медицинских услуг.
В случае выявления нарушений по результатам проверок специалисты Департамента определяют имеется или нет основание для привлечения виновных к административной ответственности по соответствующей статье. Если же нарушение повлекло за собой серьезные последствия, дело передается для рассмотрения и принятия мер в правоохранительные органы.Так, в прошлом году специалистами Департамента только по обращениям граждан было проведено 186 проверок, по которым были приняты меры воздействия как административного характера, так и дисциплинарного. Кроме того, в случаях причинения вреда здоровью материалы проверок направляются в правоохранительные органы города.
Вопрос: К вам обращается население в устной или письменной форме? Или к вам можно прийти на прием?
Ответ: Как было сказано выше, в течение года было 186 обращений и по всем ним были обращения в письменной форме т.к. регистрационным органом прокуратуры затребываются ксерокопия жалобы, обращения граждан или юридического лица.
В структуре Департамента – 3 отдела: отдел аттестации, аккредитации и лицензирования, отдел контроля за медицинской деятельностью и отдел контроля за фармацевтической деятельностью. Специалисты Департамента не считаясь со временем, а порою и с самочувствием, выслушает посетителя и даст разъяснения, к сожалению приходится бороться с последствиями, когда кто-то получил увечья или умер. Как правило, пациенты не говорят об этом, пока лежат в больнице, опасаясь, что разозлят докторов. Не надо бояться, обращайтесь к нам сразу, чтобы решить проблему на месте. Кроме того, в каждой медицинской организации есть служба внутреннего аудита, куда пациенты также могут предъявить претензии. У Вас есть возможность получить качественные медицинские услуги и отстоять свои права на них.
Обращаются устно по телефонам доверия № 917529 и 91752, по ним Вы можете связаться и изложить суть своего вопроса. Обязательное условие: назвать свои данные и наименование организации, в адрес которой у Вас возникли претензии. Ваши обращения обязательно рассматриваются, информация регистрируется. К организациям, нарушившим Ваши права, принимаются необходимые меры в переделах компетенции Департамента. Также 2 раза в неделю (при необходимости – ежедневно) ведет личные прием директор и заместитель директора Департамента.
Вопрос: По каким вопросам чаще всего обращается население?
Ответ: В Департамент нередко обращаются с просьбой о принятии мер для возмещения морального и материального ущерба за осложнения и более тяжкие последствия в результате болезни, по вопросам тарифов на платные медицинские услуги в негосударственных медицинских организациях. Здесь надо отметить, что проверка по линии Департамента устанавливает факт нарушения по качеству оказанной услуги и в пределах своей компетенции привлекает к административной ответственности, а решение о взыскании ущерба принимает суд. Вопросы врачебной этики и деонтологии рассматривает Управление здравоохранения по г.Астане.
Вопрос: Сколько поступило обращений от населения, к примеру, за 3 месяца этого года или за 2012 год?
Ответ: За 12 месяцев 2012 года поступило 186 обращений граждан, за три месяца этого года 34.
Вопрос: Каким образом Вы можете осуществить сокращение случаев некачественного оказания медицинской помощи?
Ответ: Мерами воздействия, как административного характера, так и дисциплинарного. Кроме того, в случаях причинения вреда здоровью материалы проверок направляются в правоохранительные органы города.
Так, в 2012 году, по выявленным нарушениям составлены протоколы об административном правонарушении, а сумма взысканного административного штрафа составила более миллиона тенге, кроме того к виновным медицинским работникам приняты меры дисциплинарного взыскания. Думаю, что все это влияет на качество оказания медицинской помощи и в конечном итоге влияет на сокращение жалоб граждан.
Вопрос: Все знают, что в поликлиниках медицинские работники получают стимулирующий компонент. Влияет ли ваше решение на данный показатель и как?
Ответ: Да, по двум основным показателям выявленных во время проверки — случаи детской и материнской смертности и наличие обоснованных жалоб опосредовано через оценку индикаторов оказания качества медицинских услуг.
Вопрос: Какова основная цель аккредитации медицинских организаций?
Ответ: Аккредитация (accredo, «доверять») – это процесс, в результате которого приобретается официальное подтверждение соответствия качества предоставляемых услуг некоему стандарту. Целью аккредитации субъектов здравоохранения является признание соответствия оказываемых медицинских услуг установленным требованиям и стандартам в области здравоохранения и преимущества на размещение государственного заказа. Основные задачи аккредитации: 1) повышение качества и обеспечение безопасности медицинской помощи, 2) повышение доверия граждан к профессиональной деятельности аккредитованных организаций здравоохранения, 3) создание условий для развития конкурентной среды в системе здравоохранения.
Вопрос: сейчас очень часто говорят об электронном лицензировании? Что это такое? Для чего это нужно?
Ответ: лицензирование - одна из форм государственного регулирования предпринимательской деятельности, то есть, по сути, лицензия является разрешением на ведение некоторых видов деятельности. Главное преимущество электронного лицензирования в том, что просителю лицензии не нужно физически присутствовать при подаче заявки в тот или иной госорган, он может через портал, в любой момент узнать, на какой стадии рассмотрения находится его заявление – поступило ли оно в канцелярию, находится ли на столе у председателя, на рассмотрении экспертами отдела лицензирования или было принято решение о выдаче или отказе в лицензии.
Введение подобной услуги позволит не только упростить и ускорить процесс получения государственных лицензий, но и исключить возможность коррупции за счет отсутствия личного общения граждан с сотрудниками уполномоченных органов. Достаточно обзавестись на месте электронной цифровой подписью и через веб-портал «E-лицензирование» отправить заявление с отсканированными документами, не выходя из дома или офиса, экономя при этом время и расходы на транспортные средства и получить электронную лицензию, заверенную электронно-цифровой подписью Директора Департамента, с нанесенным на нее бар-кодом.