Этическое продвижение лекарственных средств (ЛБ №17)
Лекарства могут играть ключевую роль в поддержании здоровья, но при этом жизненно важно, чтобы они использовались рационально. Если пациент нуждается в лечении, то он должен иметь доступ к необходимым лекарствам, выписанным в правильной дозировке и в количестве, достаточном для адекватного курса лечения.
Бесспорно, фармацевтическая промышленность вносит ценный вклад в общество, но не стоит забывать, что фармацевтическая индустрия – это прежде всего бизнес.
Широкая реклама лекарств может привести к нерациональному назначению и чрезмерному использованию лекарств. Это, в свою очередь, приводит к увеличению риска побочных эффектов и увеличению затрат на здравоохранение. Существует противоречие между усиленным стимулированием продаж лекарств на фармацевтическом рынке и заботой о здоровье пациентов.
В последние годы растущая озабоченность привлекла внимание к связи между работниками здравоохранения и фарминдустрией – в частности, к влиянию индустрии на решения по назначению и отпуску лекарств через множество рекламных инструментов, которые могут повлиять на выбор лечения.
Это влияние может привести к недостаточно оптимальному выбору медикаментов, иногда в ущерб здоровью пациента.
Основное препятствие для внедрения в практику мирового здравоохранения рационального использования лекарственных средств — неэтичная деятельность фармацевтической индустрии по продвижению своей продукции/лекарств.
Именно поэтому на конференции ВОЗ в 1985 г. были разработаны этические критерии по продвижению лекарств, которые были опубликованы на шести языках.
Всемирная Организация Здравоохранения (ВОЗ) описала «неизбежный конфликт интересов между легитимными коммерческими целями производителей и социальными, медицинскими и экономическими потребностями работников здравоохранения и населения выбирать и использовать лекарства рациональным образом» (Евро-ВОЗ, 1993). подробнее...