Формулярная система- основной инструмент рационального использования лекарственных средств
В условиях реформирования здравоохранения в Республике Казахстан повышение качества и эффективности медикаментозной терапии остаётся актуальной проблемой. Особого внимания требует лекарственная обеспеченность, что связано с её высокой экономической составляющей в расходах здравоохранения. В большинстве стран расходы на лекарственные средства составляют 20–40 % бюджета здравоохранения.
По определению ВОЗ, использование лекарственных средств рационально тогда, когда пациенты получают их соответственно клиническим потребностям в дозах, соответствующих их индивидуальным потребностям (правильная доза, правильные интервалы и правильная длительность). Эти лекарственные средства должны быть качественными и доступными по цене.
В последние годы в нашей стране активно растет фармацевтический рынок: увеличивается количество зарегистрированных лекарственных средств и лекарственных форм, развиваются масштабные государственные программы по повышению доступности лекарств населению.
Ни одна страна в мире не имеет достаточных средств на здравоохранение. Даже страны с высоким экономическим развитием вынуждены вырабатывать механизмы оптимизации использования бюджетов здравоохранения.
Одним из принципов для осуществления данной задачи является рациональное использование лекарственных средств.
По данным Всемирной Организации Здравоохранения к распространенным видам нерационального использования лекарственных средств относятся:
• применение чрезмерного числа препаратов при лечении одного пациента (полипрагмазия);
• неправильное применение антибактериальных средств, часто в неадекватных дозах, для лечения инфекционных заболеваний небактериальной этиологии;
• неоправданное применение парентерального пути введения препаратов в тех случаях, когда предпочтительно использование лекарственных форм для перорального приема;
• неприемлемое самолечение, часто с помощью рецептурных лекарственных средств.(70% без назначения врача, из них 44%-постоянно и 26% иногда; при этом объясняют: 60%- нехваткой времени, 14% -считают себя достаточно грамотными по вопросам самолечения.Наиболее часто прибегают к самолечению при простуде и гриппе, болях различного характера).
Определение рационального использования лекарственных средств было сформулировано Конференцией экспертов по рациональному использованию лекарственных препаратов, состоявшейся в 1985 г. в Найроби.
«Пациенты получают лечение в соответствии с клинической картиной заболевания, в рамках индивидуального режима дозирования лекарственного средства, в течение адекватного периода времени, при наименьшей для них и их окружения стоимости лечения» (ВОЗ, Найроби, 1985).
Это означает выбор лечения с наилучшими параметрами по эффективности и безопасности из всех имеющихся альтернатив, и наименее затратного из приемлемых вариантов лечения. Принятие таких решений требует знания состояния здоровья пациента, его жизненной ситуации и предпочтений, доступа к объективной, сравнительной информации о пользе и неблагоприятных эффектах всех имеющихся вариантов лечения.
ВОЗ проведен анализ практики использования лекарственных средств в мире и были получены следующие результаты:
• Более 50% всех лекарств назначаются, отпускаются или продаются ненадлежащим образом, и каждый второй пациент принимает лекарства неправильно.
• Чрезмерное, недостаточное или неправильное использование лекарств наносит вред людям и приводит к расточительному расходованию ресурсов.
• Более 50% всех стран не проводят основную политику по стимулированию рационального использования лекарств.
• На улучшение использования лекарственных средств эффективно влияет сочетание таких мер, как образование и контролирование поставщиков медицинских услуг, просвещение потребителей и надлежащие поставки лекарственных средств, в то время как любая из этих мер в отдельности оказывает ограниченное воздействие.
Неправильное использование лекарственных средств имеет место во всех странах, приводя к вредным последствиям для людей и расточительному расходованию ресурсов.
ВОЗ определены факторы, способствующие нерациональному использованию лекарственных средств:
• Ненадлежащее неэтичное продвижение лекарственных средств фармацевтическими компаниями. Большинство лиц, назначающих лекарства, получают информацию, главным образом, от фармацевтических компаний, а не из независимых источников, таких как клинические руководящие принципы. Очень часто это может приводить к чрезмерному использованию. В некоторых странах разрешается прямая реклама лекарств, отпускаемых по рецептам, среди потребителей, что может приводить к оказанию пациентами давления на врачей с целью назначения им, не являющихся необходимыми лекарств.
• Прибыль от продажи лекарств. Во многих странах розничные торговцы назначают и продают лекарства без рецептов. Их доход зависит от количества проданных им лекарств, что приводит к их чрезмерному использованию, особенно более дорогих.
• Неограниченное наличие лекарств. Во многих странах рецептурные препараты, такие как антибиотики, свободно продаются без рецепта. Это приводит к чрезмерному использованию, ненадлежащему самолечению и несоблюдению дозировок.
• Чрезмерная нагрузка медицинского персонала. Многие лица, назначающие лекарства, имеют слишком мало времени на каждого пациента, что может приводить к неправильному диагнозу и лечению. В таких обстоятельствах лица, назначающие лекарства, полагаются на те препараты, которые они обычно назначают, из-за отсутствия времени на обновление знаний в области лекарств.
• Не доступные по стоимости лекарства. В случае, когда лекарства не доступны по стоимости, люди либо не могут купить их в необходимом для полного курса лечения количестве, либо не могут купить их вообще. Вместо этого они могут искать альтернативные варианты, такие как лекарства негарантированного качества, продаваемые в Интернете или из других источников, или лекарства, которые были назначены их родственникам или друзьям.
• Отсутствие координированной национальной фармацевтической политики. Менее половины всех стран проводят основную политику, рекомендуемую ВОЗ для обеспечения надлежащего использования лекарственных средств. Она включает надлежащие меры и инфраструктуру для мониторинга и регулирования использования лекарств, а также подготовку и контролирование работников здравоохранения, назначающих лекарства.
Современная политика, проводимая в области здравоохранения, в течение последних десяти лет, была следствием экономических и политических преобразований, причем подходы к реформам в здравоохранении несколько раз кардинально менялись.
Доступность, качество и объем лекарственного обеспечения зависят в основном от стабильности финансирования, сбалансированной ценовой политики, надежности системы здравоохранения, рационального отбора и использования лекарственных средств. Улучшение качества оказания медицинской помощи относится к основным задачам здравоохранения на современном этапе его развития.
Данную задачу в значительной мере позволяет решать формулярная система, получившая государственную поддержку в Республике Казахстан.
Формулярная система как метод управления лекарственным обеспечением, позволяет перейти к применению лекарственных средств с доказанной эффективностью, безопасностью и рентабельностью.
Формулярная система функционирует как инструмент регулирования эффективного, безопасного и экономически обоснованного лекарственного обеспечения в государственном секторе здравоохранения во многих экономически развитых странах мира (Великобритания, США и другие), а также в развивающихся странах.
Необходимость внедрения формулярной системы для оптимизации лекарственного обеспечения и качества медицинской помощи отмечалась ведущими отечественными специалистами.
Впервые понятия формулярная система и рациональное использование лекарственных средств на основе доказательной медицины на территории Республики Казахстан были введены Информационным лекарственным центром, образованным благодаря проекту ЗдравПлюс/USAID в г. Караганде 1 июня 2001 года.
На сегодняшний день в Республике Казахстан для внедрения и совершенствования функционирования формулярной системы разработаны и утверждены:
1. Нормативно-правовые акты:
2. Проекты и Государственные программы:
• Проект «Передача технологий и проведение институциональной реформы в секторе здравоохранения Республики Казахстан», утвержденный приказом и.о. Министра здравоохранения Республики Казахстан от 21 февраля 2008 года №90. В связи с быстрым экономическим ростом благодаря природным ресурсам, Казахстан начал реализацию реформы и инвестиционной программы, разработанной для выведения страны в 50 наиболее конкурентоспособных стран мира к 2015 году.
Целью Проекта является обеспечение высокого качества предоставляемых медицинских услуг и создание конкурентоспособного здравоохранения республики.
Одним из компонентов данного Проекта является Реформа фармацевтической политики — предоставление технической помощи, товаров, работ и обучения для усиления функций по формированию лекарственной политики, в том числе посредством реструктуризации системы льготного лекарственного обеспечения, внедрения методов ценового контроля, анализа распространения контрафактных и некачественных лекарственных средств, создания институциональных механизмов содействия рациональному назначению лекарств и доказательному анализу для устранения с рынка устаревших и ненадежных лекарственных средств.
Для реализации реформы фармацевтической политики в ноябре 2009 годы был организован Лекарственный информационно-аналитический центр с представительствами в 15 регионах Республики Казахстан.
Основной целью центра является предоставление достоверной информации о рациональном использовании лекарственных средств, основанной на принципах доказательной медицины, а также развитие и совершенствование формулярной системы в Республике Казахстан.
3. Государственная программа развития здравоохранения Республики Казахстан «СаламаттыҚазақстан» на 2011-2015 годы.
Как отмечается в Государственной программе развития здравоохранения Республики Казахстан «СаламаттыҚазақстан» на 2011-2015 годы, здравоохранение Казахстана нуждается в дальнейшем совершенствовании его структуры с внедрением новых стратегий, основанных на четком видении перспективных целей, на интеграции со всеми секторами, а также на основе применения современных научных, социальных и институциональных технологий развития.
В Программе были определены приоритетные стратегические направления развития, одним из которых является повышение доступности лекарственных средств посредством внедрения принципов рациональной фармакотерапии путем развития формулярной системы, обеспечение объективной и достоверной информацией пациентов и медицинских работников.
Одним из основополагающих документов, регламентирующих внедрение и функционирование формулярной системы в Республике Казахстан, является Приказ Министра здравоохранения Республики Казахстан от 24.12.2008 года №677 «О внедрении формулярной системы», который определяет цели, функции и задачи формулярной системы и формулярных комиссий.
Одним из важнейших компонентов формулярной системы является непосредственно лекарственный формуляр, который предоставляет доступность к эффективным, безопасным и качественным основным лекарственным средствам.
По определению ВОЗ, основные лекарственные средства — это препараты, удовлетворяющие приоритетные потребности охраны здоровья населения, отобранные с учетом значимости для общественного здравоохранения, доказательных данных об эффективности и безопасности, сравнительных данных об экономической эффективности, которые должны быть постоянно в наличии в необходимых количествах, в соответствующих лекарственных формах, обладать проверенным качеством, сопровождаться объективной информацией и иметь цену, доступную для населения и общества.
Перечень основных лекарственных средств ВОЗ является методическим документом, предназначенным для создания на его базе национальных перечней с учетом структуры заболеваемости, эпидемиологической ситуации, экономических ресурсов страны, наличия или отсутствия собственной фармацевтической индустрии. По данным ВОЗ уже более 150 стран мира формируют списки основных лекарственных средств. ВОЗ рассматривает национальные Перечни основных лекарств как способ регулирования снабжения, закупки, назначения и использования лекарственных средств, который позволяет сэкономить до 50% бюджета, направленного на лекарственное обеспечение.
В настоящее время Приказом Министра здравоохранения РК от 23 ноября 2009 года № 762 «Об утверждении Правил разработки и согласования лекарственных формуляров организаций здравоохранения» регламентируется порядок разработки и согласования лекарственных формуляров с предоставлением образца формы обоснования включения (исключения), внесения изменений или дополнений в лекарственный формуляр.
Критериями отбора лекарственных средств для включения в лекарственные формуляры различных уровней (местный, региональный и республиканский) являются (источник Приказ Министра здравоохранения Республики Казахстан № 762): наличие обоснованной потребности в использовании предлагаемого лекарственного средства с учетом данных по заболеваемости в республике; наличие предлагаемого лекарственного средства в утвержденных протоколах диагностики и лечения; наличие данных на соответствие принципам доказательной медицины, рационального использования лекарственных средств показателей (эффективность, безопасность, приемлемость, стоимость); выбор лекарственного средства при наличии преимуществ по сравнению с имеющимся аналогом в лекарственном формуляре, или при отсутствии аналогов; выбор лекарственного средства, состоящего из одной лекарственной субстанции (кроме случаев, когда комбинация лекарственных средств имеет подтвержденное преимущество в терапевтическом эффекте), короткой и средней продолжительности действия (кроме случаев, когда включение лекарственных средств продленного действия обоснованно); рекомендация Всемирной организации здравоохранения; наличие результатов фармакоэкономических исследований, подтверждающих экономическую эффективность предлагаемого лекарственного средства; наличие в лекарственных формулярах европейских стран
На сегодняшний день в республике утверждены два списка лекарственных средств республиканского уровня: Республиканский лекарственный формуляр и Перечень лекарственных средств и изделий медицинского назначения для бесплатного обеспечения населения в рамках ГОБМП на амбулаторном уровне с определенными заболеваниями (состояниями) и специализированными лечебными продуктами. Списки лекарственных средств пересматриваются в зависимости от необходимых изменений.
История создания отечественных списков лекарственных средств республиканского масштаба включает ряд этапов. За прошедшие годы менялся состав экспертов, критерии и регламент включения препаратов в Списки, принципы классификации лекарственных средств, идеология самого документа и задачи, которые они решали.
Перечень лекарственных средств и изделий медицинского назначения для бесплатного обеспечения населения в рамках ГОБМП на амбулаторном уровне используется для регулирования политики государственных дотаций на лечение больных с угрожающими жизни (жизненная необходимость) и социально значимыми заболеваниями.
Жизненная необходимость позиционируется как медицинская и социальная значимость заболевания или клинической ситуации, при которой применяется предлагаемое лекарственное средство. Если жизненно необходимое лекарственное средство не будет назначено, неизбежно произойдет прогрессирование заболевания, развитие его осложнений, ограничение трудоспособности и самообслуживания пациента или наступление смерти, или заболевание станет опасным для окружающих. Жизненная важность лекарственных средств определяется также рядом современных факторов таких как доказанная действенность, эффективность, безопасность и его влияние на результаты лечения и прогноз пациента по твердым конечным точкам (смертность, частота развития осложнений) и промежуточным точкам (динамика клинических, инструментальных, лабораторных параметров).
Республиканский лекарственный формуляр составляется по восходящему принципу, то есть, снизу — вверх по цепочке: районные и областные медицинские организации (местный уровень) — орган управления здравоохранения региона (региональный уровень) – национальный уровень (республиканский).
Создание формуляра с уровня медицинской организации позволяет привлечь врачей к активному участию в его разработке и облегчает процесс его последующего использования. Однако следует отметить, что американский подход к внедрению формулярной системы требует наличия у врачей объективной информации о лекарственных средствах, чтобы они могли принять обоснованное решение по отбору лекарственных средств в формуляр. Поэтому в рамках Проекта Всемирного банка развития и реконструкции «Передача технологий и проведение институциональной реформы в секторе здравоохранения Республики Казахстан», утвержденный приказом и.о. Министра здравоохранения Республики Казахстан от 21 февраля 2008 года №90 был создан и функционирует Лекарственный информационно-аналитический центр с 15 территориальными отделами в регионах страны для предоставления достоверной и объективной информации, основанной на принципах доказательной медицины о лекарственных средствах представителям практического здравоохранения.
Формирование нормативно-правовой базы в здравоохранении позволяет развить систему лекарственного обеспечения, основанную на результатах комплексной клинической и экономической оценки, что обеспечивается ведением Республиканского лекарственного формуляра и Перечня лекарственных средств, отпускаемых в рамках ГОБМП на амбулаторном уровне.
В процессе анализа функционирования формулярной системы Республики Казахстан были выявлены существующие проблемы, которые подразделяются на общий и местный уровень:
К общим проблемам относятся:
1. Проблема недопонимания концепции и терминологии
2. Проблема качественной и независимой информации о ЛС
3. Отсутствие службы клинических фармакологов
К местным проблемам относятся:
1. В лекарственные формуляры медицинских организаций вводятся лекарственные средства под торговыми наименованиями.
2. Нерациональный подход к формированию лекарственного формуляра, например, широко используют гомеопатические препараты и биологические активные добавки.
3. Нерационально проходит процедура закупа лекарственных средств, например, нередко закупаются неэффективные, устаревшие ЛС, результатом чего является нехватка необходимых лекарств, значительная часть средств расходуется на закуп дорогостоящих лекарственных средств (при наличии на рынке более дешевых генериков), что влечет за собой нерациональное использование бюджета здравоохранения.
4. Слабая техническая оснащенность медицинских организаций — отсутствие достаточного количества компьютеров, доступа к Интернет-ресурсам являются немаловажным фактором того, что практическими врачами в повседневной работе не используется концепция доказательной медицины в выборе ЛС.
5. Загруженность врачей рутинной работой.
Международными экспертами определены основные проблемы внедрения и совершенствования формулярной системы, которые характерны и для Республики Казахстан.
Устранение данных проблем способствует оптимальному функционированию формулярной системы.
Таким образом, формулярная система повышает доступность медицинской помощи и позволяет перейти к использованию лекарственных средств с доказанной эффективностью, безопасностью и рентабельностью.
Внедрение формулярной системы на всех уровнях здравоохранения обеспечит реализацию конституционных прав и государственных гарантий обеспечения граждан Республики Казахстан необходимой медицинской и лекарственной помощью.
Кроме того, необходимо постоянно совершенствовать функционирование формулярной системы именно в медицинских организациях путем оказания постоянной консультативно-методогической помощи в части информирования об основных принципах функционирования формулярной системы.
Повышение эффективности использования бюджетных средств на медикаменты посредством формулярной системы позволит предоставить полноценную лекарственную помощь при стационарном лечении, обеспечить все контингенты населения, которым положено бесплатное и льготное лекарственное обеспечение, необходимыми лекарственными препаратами.
Как свидетельствует мировой опыт, благодаря реализации принципов ФС удаётся избежать до 80 % врачебных ошибок относительно выбора тактики фармакотерапии, в частности явлений полипрагмазии или, наоборот, недостаточно интенсивного лечения. В свою очередь, положительно влияя на качество медицинской помощи, формулярная система опосредованно способствует снижению заболеваемости, смертности, инвалидизации и др.
Основной принцип формулярной системы – использование лекарственных средств с доказанной эффективностью их действия при определённом патологическом процессе.
Формулярная система – это реальный шаг к обеспечению принципов рациональной фармакотерапии, изменению структуры потребления лекарственных средств в стране, которая в настоящее время в основном сформирована рекламой.
Формулярная система – это комплекс информационно-методологических мероприятий организации здравоохранения, обеспечивающая рациональное использование лекарственных средств в рамках ГОБМП и современную, качественную медицинскую помощь для граждан Республики Казахстан (Кодекс Республики Казахстан «О здоровье народа и системе здравоохранения» Указ Президента №193-IV от 18.09.2009г.).
Формулярная система медицинской организации необходима для периодической оценки и отбора препаратов для формуляра, поддержания формуляра и предоставления информации в виде соответствующего руководства или перечня.
Формулярная система не обязательно приводит к уменьшению затрат на медикаменты, но она обязательно обеспечивает повышение уровня рациональности использования лекарств, повышение эффективности фармакотерапии, и её безопасности при стандартном уровне затрат.
Основные функции формулярной системы:
1. социальная – обеспечение больных качественным лечением;
2. медицинская – определение и разработка методов рациональной фармакотерапии заболеваний;
3. экономическая – определение клинически и экономически наиболее эффективных и безопасных лекарственных препаратов;
4. фармакологическая – обеспечение контроля правильности использования препаратов и принятие мер по предотвращению и исправлению ошибок фармакотерапии;
5. информационная – широкое распространение объективной медико-фармацевтической информации среди всех участников процесса здравоохранения, основанной на принципах доказательной медицины;
6. профессионально-образовательная – ведение системного профессионального образования и повышение компетентности и квалификации врачей разного профиля, клинических провизоров, среднего медицинского и фармацевтического персонала.
Общие принципы функционирования формулярной системы базируются:
1. на критериях включения лекарственных средств в формулярные списки всех уровней (отрасли/региона/учреждения) здравоохранения; данных относительно эффективности, безопасности, полученных методами доказательной медицины;
2. на унифицированных клинических протоколах и локальных протоколах медицинской помощи;
3. на возможности использования лекарственных средств, которые не входят в формулярный перечень (соответственно условиям клинической ситуации);
4. на возможности проведения терапевтической замены лекарственных средств;
5. на противодействии влиянию представителей фармацевтических компаний и торговой рекламы.
Целью внедрения и совершенствования формулярной системы является обеспечение приоритетного использования эффективных, безопасных, экономически доступных лекарственных средств; разработка и внедрение эффективной и рентабельной системы, которая включает последовательные стандартные протоколы лечения, государственный формуляр (справочник), региональный и локальный формуляры (перечни); обеспечение максимальной безопасности лекарственных средств на основе мониторинга и оценки их использования в медицинской практике для максимального предупреждения возникновения побочных реакций на эти средства и ошибок в их использовании; разработка и осуществление мероприятий по повышению использования лекарственных средств специалистами, которые их назначают, и пациентами.
Процесс внедрения формулярной системы рассматривается как оптимизация фармакотерапии при рационализации процесса отбора лекарственных средств с целью увеличения терапевтической отдачи от затрат на их закупку.
Формулярные комиссии представлены трехуровневой системой:
1. Государственный уровень представлен Республиканской Формулярной Комиссией.
2. Региональный уровень представлен Областными формулярными комиссиями.
3. Местный уровень представлен формулярной комиссией медицинской организации.
Республиканская формулярная комиссия Министерства здравоохранения Республики Казахстан является коллегиальным, консультативно – совещательным экспертным органом Министерства здравоохранения Республики Казахстан.
Персональный состав и положение о Республиканской формулярной комиссии утверждаются Министром здравоохранения Республики Казахстан.
Основной целью областных формулярных комиссий является управление, выработка политики, а также регулирование важных аспектов закупки, отбора (назначение) и рационализация (оптимизация) использования лекарственных средств, используемых в конкретной организации.
Формулярная комиссия организаций здравоохранения (медицинских организаций) – является консультативно-совещательным органом, ответственным за лекарственную политику в данной организации, и в своей работе преследует следующие цели:
1. обеспечение граждан наиболее безопасными, эффективными и наименее затратными лекарственными средствами в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи;
2. рациональное использование лекарственных средств;
3. осуществление контроля за качеством и доступностью лекарственной помощи, оказываемой гражданам в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи, посредством составления лекарственного формуляра и мониторинга его функционирования.
Одним из основных инструментов внедрения и успешного функционирования формулярной системы является формуляр – справочное руководство, включающее основные положения системы обеспечения эффективной и безопасной лекарственной терапии.
Лекарственный формуляр – это утвержденный руководителем организации здравоохранения и согласованный в порядке, определяемом уполномоченным органом в области здравоохранения, перечень лекарственных средств, сформированный для оказания гарантированного объема бесплатной медицинской помощи с учетом профиля организации здравоохранения, наличие которых обязательно в достаточных количествах (Кодекс Республики Казахстан «О здоровье народа и системе здравоохранения» Указ Президента №193-IV от 18.09.2009г.).
Лекарственный формуляр является документом, представляющим описание препаратов, утвержденных к применению в больнице, поликлинике или всей системе здравоохранения.
В основе формуляра лежат согласованные и принятые на международном или/и государственном уровне практические рекомендации (стандарты) лечения, доказательно обоснованный подход к ведению рациональной фармакотерапии, тщательный анализ структуры заболеваемости, доказательно обоснованные сведения по наиболее клинически и экономически эффективным и безопасным лекарственным препаратам, данные исследований уровня их потребления и стоимости курса лечения каждого заболевания.Формуляр является динамически развивающимся документом, в котором постоянно уточняются и пополняются отдельные разделы и статьи.
Отбираются лекарственные средства разных фармакотерапевтических групп с учётом демографических и эпидемиологических факторов, анализа структуры заболеваемости, потребности в лекарствах лечебно-профилактических учреждений и населения.
Основные критерии для включения лекарственных средств в формулярные списки – документально доказанные эффективность и безопасность, благоприятное соотношение стоимости и пользы лечения.
Важная роль при отборе препаратов для формулярных списков принадлежит источникам информации о лекарственных средствах. Это независимые и объективные справочные издания и компьютерные базы данных по лекарственным средствам, результаты многоцентровых контролируемых клинических испытаний, мета-анализы менее крупных клинических исследований, результаты фармако-экономической оценки, сведения о серьёзных побочных эффектах, поступающие в национальные и международные центры по изучению побочного действия лекарственных средств.
Так же как и формулярные комиссии, лекарственный формуляр является трехуровневым:
1. Республиканский Лекарственный Формуляр – обобщение всех региональных (областных) лекарственных формуляров, носит рекомендательный характер.
2. Региональный (областной) Лекарственный Формуляр – обобщение лекарственных формуляров всех МО региона (области).
3. Лекарственный Формуляр МО – является основой для планирования бюджета медицинской организации на лекарственные средства и подлежит пересмотру и обновлению не реже одного раза в год, носит ограничительный характер и формируется 70% ЛС из Республиканского лекарственного формуляра и 30% ЛС согласно клинической потребности МО.
Внедрение и совершенствование формулярной системы обеспечит рациональное назначение и использование лекарственных препаратов, основанное на критериях доказательной медицины.
Формулярная система не может воспрепятствовать неправильному применению даже наиболее эффективных лекарственных средств, не может гарантировать медицинского обслуживания высокого качества, рационального назначения лекарств, эффективного применения обзорных данных и контроля за стоимостью лекарств. Выполнение предписаний формуляра может искажаться неэффективным обеспечением лечебного и диагностического процесса, но может дать верное направление фармацевтической политике.
Поэтому можно с уверенностью констатировать, что без внедрения формулярной системы достижение этих целей крайне затруднительно.
Формулярная система позволяет решить проблемы, обусловленные:
• ограничением средств для закупки лекарственных препаратов;
• постоянно увеличивающимся числом лекарств-аналогов;
• неправильным назначением и использованием лекарственных препаратов;
• наличием на рынке лекарств сомнительного качества;
• преобладанием рекламы и недостаточной распространенностью объективной информации о лекарственных препаратах;
• необходимостью закупок, хранения и доставки большого количества позиций по лекарственным препаратам;
• несовершенством процесса преемственности на этапах лечебного процесса.
Совершенствование формулярной системы позволяет достичь:
• снижения уровня заболеваемости и смертности;
• снижения расходов на закупки лекарственных средств;
• сокращения сроков лечебно-диагностического процесса;
• проведения целевых программ повышения квалификации медицинского персонала;
• уменьшения объемов затрат на проведение лечебно-диагностического процесса.
Существует заблуждение относительно того, что внедрение формулярной системы, влечет за собой существенную экономию финансовых ресурсов. К сожалению, это не всегда так. Внедрение формулярной системы на первом этапе может привести к увеличению расходов на здравоохранение, в частности, на приобретение лекарственных средств. Это парадоксальное явление обусловлено тем, что формулярная система предполагает четкий порядок в приобретении и использовании препаратов, гарантированнуюпроплату тендерной закупки (деньги должны быть выделены целевым назначением до, а не по факту, закупки и депонированы в соответствующем кредитно-финансовом учреждении), приобретение всех без исключения формулярных препаратов.
Таким образом, формулярная система подразумевает не снижение расходов, а рациональное использование имеющихся денежных ресурсов. Вместе с тем, по отдельным группам препаратов наблюдается существенная экономия средств на их приобретение.