Проблема бесплатного лекарственного обеспечения всегда волновало население. В каких ситуациях и где пациент имеет право получить препараты бесплатно. На эти и другие вопросы сегодня нам ответит начальник отдела информирования населения Лекарственного информационно-аналитического центра Садуакасова Лязат Муратовна. Добрый день.
Вопрос: какова ситуация у нас в стране по обеспечению лекарствами на бесплатной основе?
Ответ: В Казахстане бесплатным обеспечением лекарственными средствами охвачено свыше 3 млн. человек по 48 видам заболеваний. Данная система обеспечивает бесплатно лекарствами пациентов, состоящих на диспансерном учете. В перечень лекарств, отпускаемых бесплатно по рецептам врача, входят более 400 наименований лекарственных средств по 48 видам заболеваний.
В настоящее время внедрена автоматизированная информационная система, созданы регистры диспансерных больных для того, чтобы знать фактическую картину получения лекарственных средств пациентами. Чтобы обеспечить лекарствами больных из отдаленных сел, открываются передвижные аптечные пункты.
Вопрос: Проблема бесплатного лекарственного обеспечения всегда волновало население. В каких ситуациях пациент имеет право получить препараты бесплатно?
Лечение в стационарах (являющихся государственными учреждениями) для граждан РК проводится на бесплатной основе. Снабжение стационаров лекарственными препаратами происходит из средств государственного бюджета. При этом в случае необходимости, стационары могут дозакупать препараты самостоятельно.
Лечение на амбулаторном уровне (т.е. в поликлиниках) может быть как бесплатным, так и платным. Бесплатно могут получить лечение те граждане, заболевание которых включено в Перечень утвержденный Министерством здравоохранения РК.
Следует помнить, что бесплатно больной может получить лечение только тем препаратом, который есть в Перечне и только в том случае, если он состоит на диспансерном учете с заболеваниями, включенных в данный Перечень.
Вопрос: Как получить нашему населению лекарства бесплатно?
Ответ: Обеспечение граждан лекарственными средствами в рамках ГОМБП на амбулаторном уровне осуществляется через Аптечную организацию по бесплатным рецептам, при предъявлении документа, удостоверяющего личность больного (свидетельства о рождении пациента) или его копии.
Для получения бесплатных рецептов на амбулаторном уровне пациент должен быть прикреплен к организации первичной медико-санитарной помощи (ПМСП), с внесением данных пациента в Регистр прикрепленного населения и состоять на диспансерном учете.
Назначаемые лекарственные средства выписываются пациенту не более 1 раза в месяц. Если же пациенту требуется длительное лечение, то препарат выписывается в количестве достаточном на 1 месяц.
Вопрос: Где можно получить перечень лекарств на бесплатной основе? И что делать, если пациент имеет право на бесплатное обеспечение, но врач в поликлинике не выписывает рецепт?
Ответ: перечень лекарственных средств должен располагаться на стенде в территориальной поликлинике, на сайте www.druginfo.kz в рубрике «Информация для пациентов», на сайте управлений здравоохранения.
В случае, если врач по каким-то причинам не выписал Вам рецепт, вы можете обратиться к заместителю главного врача по контролю качества медицинских услуг в своей поликлинике (по горячим следам), или в управление здравоохранения. А также позвонить на телефон Call-службы ЛИАЦ 8-800-080-88-87 (56-44-03, 700-977 по г. Астана).
Вопрос: По оценкам Всемирной организации здравоохранения каждый второй пациент принимает лекарства неправильно. Почти каждый второй гражданин Казахстана принимает препараты самостоятельно и почти каждый четвертый принимает антибиотики без назначения врача. Почему важно знать, как правильно применять лекарства? Почему нельзя применять лекарства самостоятельно?
Ответ: В наше время самолечение стало одним из распространенных способов лечения среди населения. Однако, не многие осознают, что неправильное самолечение является причиной серьезных исходов. Чаще всего среди причин смерти наблюдаются отравления, передозировки, побочные эффекты, несовместимость с другими препаратами. Именно поэтому, необходимо знать правила самолечения.
Распространенность самолечения в первую очередь связано с нехваткой времени. Кроме того, крайне негативную роль играют массовые издания и телепрограммы, пропагандирующие так называемые «народные» методы самолечения, часто являющиеся непроверенными и ничего общего не имеющие с истинно народными средствами. Большинство окружающих нас людей не имеет медицинского образования и не может объективно оценить информацию, предлагаемую «сарафанным радио» по принципу «Мне посоветовали, давай и тебе накапаю капельки».
Массивная телевизионная реклама лекарственных препаратов так же побуждает население к их неконтролируемому приему. Не напрасно в таких роликах присутствуют фразы «Перед употреблением посоветуйтесь с врачом» и «Имеются противопоказания», на которые, к сожалению мало кто обращает внимание, принимая очередную «чудо-таблетку» за безобидную панацею.
Следует помнить, что самостоятельное применение лекарственных средств, при котором ответственность за его результаты берет на себя больной, но при этом специалист, отпускающий препарат без рецепта или продающий медицинский аппарат для домашнего пользования, обязан предоставить всю информацию о преимуществах и недостатках применения.
ВОЗ выделяют 10 правил самостоятельного применения ЛС:
надо понять причину недомогания (будет ясно какое лекарство надо принять, следует помнить, что при этом лекарства лишь подавляют симптомы болезни, но не саму болезнь), не спешите принимать при первом же появлении неприятных симптомов (для начала необходимо использовать щадящий режим – снижение нагрузки, сон, свежий воздух, обильное теплое питье), при использовании ЛС используйте достоверные источники информации о ЛС (например официальные справочники, консультацию врачей или фармацевтов), не принимайте сразу несколько лекарств (т.к. торговое название м.б. разное но действующее вещество одно и тоже (например: действующее парацетомол – эффералган, панадол, парацетомол, гриппостад). Но следует помнить, не рекомендуется прием ЛС при общем тяжелом состоянии, неясных болей в груди, животе, у детей, пожилых и т.д.
Вопрос: Как воздействует реклама на продвижение лекарственных средств?
Ответ: Как ранее отмечалось, массивная телевизионная реклама лекарственных препаратов так же побуждает население к их неконтролируемому приему.
Так, по данным исследования, проведенного в 2014 году, на вопрос
«Влияет ли реклама на ТВ и в печатных изданиях на применение лекарственных средств?», ответили:
37,2% (в 2013г. — 41,5%) опрошенных респондентов ответили утвердительно;
51,8% ответили, что не принимают во внимание рекламную информацию о лекарственных средствах
10,1% воздержались от ответа.
Известно, что самолечение является часто встречающимся явлением в повседневной жизни каждого человека. И как бы к этому не относились медицинские работники, самолечение — было, есть и будет. Необходимо только содействовать тому, чтобы самолечение было правильным, а не спонтанным, спровоцированным рекламой либо советами несведущих людей. К тому же повышение грамотности населения в вопросах самодиагностики и самолечения легких недомоганий и симптомов значительно снижает нагрузку на систему общественного здравоохранения.
Иногда пациенты неправильно трактуют информацию и поэтому неправильно лечатся — слишком долго или же не теми средствами. Примером тому служит повальное применение антибиотиков без назначения врача и в большинстве случаев необоснованное или несвоевременное обращение к специалистам. Что, конечно же, может привести к серьезным нарушениям здоровья, вплоть до летальных исходов.
Вопрос: Какая картина самостоятельного применения лекарственных средств в Казахстане?
Ответ: По оценкам Всемирной организации здравоохранения каждый второй пациент принимает лекарства неправильно. Почти каждый второй гражданин Казахстана принимает препараты самостоятельно и почти каждый четвертый принимает антибиотики без назначения врача.
ЛИАЦ в 2014 году проведено социологическое исследование на предмет удовлетворенности системой бесплатного лекарственного обеспечения на амбулаторном уровне.
Всего было опрошено 7296 респондентов из 16 регионов Казахстана.
В опросник для пациентов включены следующие вопросы:
«Если Вы простудились, принимаете ли Вы лекарства самостоятельно?», получены следующие результаты:
51,8% (в 2013г. — 54,6%) респондентов принимают привычные лекарственные средства;
45,0% опрошенных респондентов ответили, что не принимают лекарства самостоятельно и обращаются к врачу,
3,3% - воздержались от ответа.
На вопрос: «Принимаете ли Вы антибиотики без назначения врача?», 27,5% (в 2013г. -28,6%) опрошенных применяют антибиотики без назначения врача, но 67,9% респондентов отметили, что принимали антибиотики только по назначению врача.
Вышеуказанные показатели ниже, чем результаты опроса, полученные в 2011 году (50% населения принимает антибиотики без назначения врача), однако результаты остаются по-прежнему достаточно тревожными.
Вопрос: А что делается для того чтобы повысить лекарственную грамотность населения?
Ответ: В целях реализации Государственной программы развития здравоохранения Республики Казахстан «Саламатты Қазақстан» на 2011-2015 годы в ноябре 2009 года создан Лекарственный информационно-аналитический центр (ЛИАЦ). На сегодняшний день создана сеть ЛИАЦ по Казахстану — это центральный офис в Астане и 15 региональных отделов во всех областях Казахстана и в г. Алматы.
Главная миссия системы лекарственных информационных центров совпадает с миссией всей системы здравоохранения. Это улучшение здоровья народа. Основная цель создания ЛИАЦ – содействие рациональному и разумному использованию лекарственных средств, посредством донесения до населения и медицинских работников объективной и достоверной информации о ЛС, развитие формулярной системы, предоставление ответов на запросы на основе доказательной медицины, размещение информации в СМИ и содействие развитию солидарной ответственности граждан за свое здоровье.
С целью повышения лекарственной грамотности населения РК ЛИАЦ размещает информацию в СМИ (это статьи, видео и аудиоролики, выступления на ТВ и радио), разрабатывает и распространяет лекарственные бюллетени, буклеты, листовки и плакаты.
Также, со второго полугодия 2012 года функционирует бесплатная call-служба по информированию населения и медицинских работников – 8 800 080 88 87. Звонок с любого стационарного телефона по Казахстану бесплатный, график работы с 9.00 до 18.30 часов с понедельника по пятницу, прямые телефоны Call-службы ЛИАЦ доступны во всех городах Казахстана.
Позвонив в Call-службу, можно получить полную и достоверную информацию о лекарственных средствах и о правах граждан на лекарственное обеспечение в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи, эффективности препаратов и возможных побочных действиях.
Также, начиная с 2011 года, функционирует официальный сайт ЛИАЦ, который является важной информационной платформой, связывающей в режиме онлайн население и специалистов в области здравоохранения со специалистами ЛИАЦ.