Запрет на рекламу
С 20 ноября 2014 года реклама лекарственных препаратов в средствах массовой информации запрещается.
Сегодня у нас в гостях начальник Управления контроля оказания фармацевтических услуг Ком
итета контроля медицинской и фармацевтической деятельности Раймкулова Гаухар Ушкемпировна и начальник отдела информирования населения ЛИАЦ Садуакасова Л.М.
Добрый день!
Вопрос: Гаухар Ушкемпировна, скажите пожалуйста, почему была введена данная норма в законодательстве, т.е. какая была цель и где можно будет найти рекламу о лекарствах?
Ответ:
Согласно Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам разрешительной системы» (далее – Закон) внесены изменения в Кодекс Республики Казахстан «О здоровье народа и системе здравоохранения» в части распространения и размещения рекламы лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники осуществляются только в специализированных медицинских изданиях и организациях здравоохранения.
Закон разработан в целях совершенствования разрешительной системы и сокращения административных барьеров.
В результате Закона был отменен разрешительный документ «Выдача разрешения на рекламу лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники».
Таким образом, как Вы Николай уже отмечали, с 20 ноября 2014 года реклама лекарственных препаратов запрещается в средствах массовой информации в периодических печатных изданиях, теле-, радиоканалах, кинодокументалистике, аудиовизуальной записи и иной форме периодического или непрерывного публичного распространения массовой информации, включая интернет-ресурсы. Реклама лекарственных препаратов будет доступна только на страницах медицинских изданий, это специализированные журналы, периодические издания, публикующие медицинские статьи и монографии и.т.д.
Люди, в особенности пожилые, привыкли доверять тому, что говорят в телевизоре серьезные мужчины и женщины, которые предлагают использовать то или иное чудодейственное лекарство от разных хворей. Такая навязчивая реклама провоцирует людей приобретать лекарство от того или иного заболевания, она расскажет, как лечить препаратом запор или понос, сосуды или печень, как избавиться от изжоги, прыщей, какой крем намазать от грибка или какую таблетку выпить от аллергии.
Поддаваться этой провокации чрезвычайно опасно, поскольку посредством телевизионной магии, искусной рекламе, создается обманчивое впечатление, что любую болезнь можно с легкостью победить самостоятельно, купив тот или иной рекламируемый препарат. Думается, не имеет смысла объяснять, насколько такой подход опасен для здоровья, странно, что если недуги так легко победить, почему в больницах и поликлиниках так много страждущих. Естественно, что среди тех лекарств, которые рекламируются по телевизору, существуют и такие, которые действительно способны помочь от определенных болезней, однако определять, нужен ли данный препарат пациенту может исключительно специалист.
Только профессиональный медик способен определить необходимость приема того или иного лекарства.
Вопрос: Как контролируется реклама лекарственных средств в Казахстане?
Ответ: Требования к рекламе лекарственных средств предусмотрены Кодексом РК«О здоровье народа и системе здравоохранения», а также Законом РК «О рекламе», в которые были внесены изменения в части распространения и размещения рекламы лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники только в специализированных медицинских изданиях и организациях здравоохранения.
Надо отметить, что отношение людей к собственному здоровью в разных странах достаточно сильно отличается. Любой человек, живущий на Западе, непременно поспешит к своему лечащему врачу, как только почувствует какое-либо недомогание. В свою очередь, в нашей стране человек привык доверять любым советам других людей, даже не имеющих отношение к медицине. Именно поэтому в Казахстане столь охотно применяются разнообразные народные средства, которые легко использовать в домашних условиях, не обращаясь к врачам.
Всегда надо помнить, что лекарство – это химический препарат, который может, как вылечить, так и покалечить. Посредством телевизионной рекламы, создается обманчивое впечатление, что любую болезнь можно с легкостью победить самостоятельно, купив тот или иной рекламируемый препарат.
Ограничение рекламы лекарственных средств прежде всего направлено на обеспечение достоверности информации о лекарственном средстве и предупреждение безответственного самолечения, на безопасность применения лекарственных средств.
Вопрос: Кто является инициатором запрета рекламы лекарственных средств?
Ответ: Экспертная группа Межведомственной комиссии по вопросам совершенствования разрешительной системы рекомендовало отмену рекламы лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники (далее – Реклама), за исключением рекламы, размещаемой на страницах специализированных медицинских газет и журналов, сообщает следующее.
Вопрос: Лязат Муратовна, мы знаем, что ежегодно Лекарственным информационно-аналитическим центром проводится социологическое исследование по удовлетворенности населения лекарственному обеспечению на амбулаторном уровне в рамках ГОБМП, как поданным исследования воздействует реклама на продвижение лекарственных средств?
Ответ: Массивная телевизионная реклама лекарственных препаратов побуждает население к их неконтролируемому приему.
Так, по данным исследования, проведенного Лекарственным информационно-аналитическим центром в 2013 году, на вопрос
«Влияет ли реклама на ТВ и в печатных изданиях на применение лекарственных средств?», 41,5% ответили утвердительно; 54,7% ответили, что не принимают во внимание рекламную информацию о лекарственных средствах; 3,8% воздержались от ответа.
Известно, что самолечение является часто встречающимся явлением в повседневной жизни каждого человека. И как бы к этому не относились медицинские работники, самолечение — было, есть и будет. Необходимо только содействовать тому, чтобы самолечение было правильным, а не спонтанным, спровоцированным рекламой либо советами несведущих людей.
Иногда пациенты неправильно трактуют информацию и поэтому неправильно лечатся — слишком долго или же не теми средствами. Примером тому служит повальное применение антибиотиков без назначения врача и в большинстве случаев необоснованное или несвоевременное обращение к специалистам. Что, конечно же, может привести к серьезным нарушениям здоровья, вплоть до летальных исходов.
Вопрос: Какая ситуация по самостоятельному применению лекарственных средств в Казахстане?
Ответ: По оценкам Всемирной организации здравоохранения каждый второй пациент принимает лекарства неправильно. Почти каждый второй гражданин Казахстана принимает препараты самостоятельно и почти каждый четвертый принимает антибиотики без назначения врача.
ЛИАЦ в 2013 году проведено социологическое исследование на предмет удовлетворенности системой бесплатного лекарственного обеспечения на амбулаторном уровне.
Всего было опрошено 7316 респондентов из 16 регионов Казахстана.
В опросник для пациентов включены следующие вопросы:
«Если Вы простудились, принимаете ли Вы лекарства самостоятельно?», получены следующие результаты:
54,6% респондентов принимают привычные лекарственные средства;
43,6% опрошенных респондентов ответили, что не принимают лекарства самостоятельно и обращаются к врачу,
1,8% - воздержались от ответа.
В большинстве случаев, причиной самолечения и приобретения лекарственных средств без назначения врача является реклама в СМИ.
Однако, не многие осознают тот факт, что неправильное самостоятельное применение лекарств является причиной серьезных фатальных исходов. По данным ВОЗ неправильное и неконтролируемое употребление лекарств при самолечении является причиной смертности среди населения и находится на ПЯТОМ месте в мире после травматизма, болезней системы кровообращения, онкологии и заболеваний органов дыхания. Чаще всего среди причин смерти наблюдаются отравления, передозировки, побочные эффекты, несовместимость с другими препаратами.
Вопрос: А что делается для того чтобы повысить лекарственную грамотность населения?
Ответ: В целях реализации Государственной программы развития здравоохранения Республики Казахстан «Саламатты Қазақстан» на 2011-2015 годы в ноябре 2009 года создан Лекарственный информационно-аналитический центр (ЛИАЦ). На сегодняшний день создана сеть ЛИАЦ по Казахстану — это центральный офис в Астане и 15 региональных отделов во всех областях Казахстана и в г. Алматы.
Главная миссия системы лекарственных информационных центров совпадает с миссией всей системы здравоохранения. Это улучшение здоровья народа. Основная цель создания ЛИАЦ – содействие рациональному и разумному использованию лекарственных средств, посредством донесения до населения и медицинских работников объективной и достоверной информации о ЛС, развитие формулярной системы, предоставление ответов на запросы на основе доказательной медицины, размещение информации в СМИ и содействие развитию солидарной ответственности граждан за свое здоровье.
С целью повышения лекарственной грамотности населения РК ЛИАЦ размещает информацию в СМИ (это статьи, видео и аудиоролики, выступления на ТВ и радио), разрабатывает и распространяет лекарственные бюллетени, буклеты, листовки и плакаты.
Также, со второго полугодия 2012 года функционирует бесплатная call-служба по информированию населения и медицинских работников – 8 800 080 88 87. Звонок с любого стационарного телефона по Казахстану бесплатный, график работы с 9.00 до 18.30 часов с понедельника по пятницу, прямые телефоны Call-службы ЛИАЦ доступны во всех городах Казахстана.
Позвонив в Call-службу, можно получить полную и достоверную информацию о лекарственных средствах и о правах граждан на лекарственное обеспечение в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи, эффективности препаратов и возможных побочных действиях.
Также, начиная с 2011 года, функционирует официальный сайт ЛИАЦ, который является важной информационной платформой, связывающей в режиме онлайн население и специалистов в области здравоохранения со специалистами ЛИАЦ.