Template created by Joomla 1.6 templates and the best poker webpages: party poker bonus code and best poker sites.

 

Сегодня у нас в гостях главный специалист центра аккредитации РГП «РЦРЗ» Каупбаева Б.Т. и начальник отдела информирования Лекарственного информационно-аналитического центра РГП «РЦРЗ» Садуакасова Л.М.

Ботагоз Тулеугалиевна, насколько мы знаем, в Казахстане в последние годы идет аккредитация медицинских организаций. Возникает вопрос –зачем это нужно и что это даст?

Аккредитация – это соответствие медицинских организаций, проще говоря, больниц, поликлиник, медицинских центров национальным стандартам качества. И, конечно, она необходима для подтверждения статуса качественного медицинского заведения, чтобы любой гражданин нашей страны знал, что именно в аккредитованных  организациях предоставляют действительно качественную помощь.

По сути, аккредитация (лат. accrēde – доверять) – выражение доверия медицинской организации, которая оказывает медицинские услуги, соответствующие утвержденным стандартам в области здравоохранения.

Сейчас более двухсот организаций страны готовятся к оценке на качество медицинских услуг и соответствие международным правилам аккредитации. Более 40 экспертных групп республики будут проводить данную оценку лечебных учреждений.

 Почему именно аккредитованным организациям можно доверить свое здоровье?

Дело в том, что национальные стандарты аккредитации, разработанные нашим центром, прошли подтверждение на международном уровне. Международная ассоциация аккредитующих организаций «ISQua» подтвердила соответствие казахстанских стандартов международным. Поэтому те организации (больницы, поликлиник или медицинские центры), которые прошли аккредитацию, можно сказать, соответствуют высокому уровню оказания медицинских услуг.

Качество медицинского обслуживания – вопрос на злобу дня. Критика в адрес медиков и лечебных учреждений звучит каждый день. Но время не стоит на месте. К поликлиникам предъявляются жесткие требования по приему и обслуживанию пациентов. Аккредитация для медицинских учреждений – это официальное признание того, что учреждение имеет все условия для приема и лечения пациентов. Она направлена на улучшение системы здравоохранения, чтобы пациент выздоровел и остался довольным, а врач получал удовлетворение от своей работы.

Успешное прохождение аккредитации является одним из критериев получения государственного заказа на оказание медицинских услуг. Таким образом, даже частная клиника может получить госзаказ на лечение, то есть аккредитация – это стимул для медицинских организаций развиваться, улучшать положение в области безопасности пациентов и качества медицинских услуг.

Сертификат можно получить на 2 года, а можно и на 4. Все зависит от количества набранных баллов при прохождении аккредитации. И периодически надо подтверждать свой статус. При этом республиканская комиссия по аккредитации признает, что поликлиники полностью не готовы, нужно еще долго работать с персоналом клиник, улучшать инфраструктуру и логистику.

С 2009 года клиники стараются соответствовать стандартам. К примеру, в настоящее время специалисты по аккредитации, это в основном практикующие врачи, ездят по регионам и оценивают 160 поликлиник. Членами комиссии также являются представители комитета контроля медицинской и фармацевтической деятельности, независимые эксперты. Причем, чтобы исключить элементы коррупции, эксперты из одного региона едут с проверкой в другой. А все данные заполняются в он-лайн режиме в информационной программе. Проводится оценка медицинского, экономического и технического состояния медучреждения. Помимо этого в каждой больнице есть служба по качеству, которая проводит анкетирование, оценивая степень удовлетворенности пациентов обслуживанием в больнице, оценивая действия врачей. По итогам анкетирования и проверок принимаются решения.

Получается, все медицинские организации должны пройти обязательную аккредитацию?

Нет.  Процесс аккредитации у нас в стране добровольный. Все организации, кто хочет пройти аккредитацию, подают заявления, ставят свои баллы по самооценке, затем наши эксперты выезжают в эти организации для проведения внешней комплексной оценки. Правила аккредитации едины для всех.

Что же является целью аккредитации и какие результаты ожидаете?

Цель аккредитации – обеспечение непрерывного улучшения качества предоставляемых населению медицинских услуг за счет внедрения в практику медицинских организаций эффективных управленческих и медицинских технологий в соответствии с международными подходами.

Ожидаемыми результатами участия медицинских организаций в программе аккредитации являются повышение эффективности управления, планирования и анализа деятельности, активизация персонала в решении проблем организации, улучшение структуры медучреждений (модернизация помещений и коммуникаций, благоустройство территории), улучшение качества медицинской документации, уменьшение рисков для пациентов при получении медицинской помощи. Эти аспекты включены в требования стандартов аккредитации, и в первую очередь при самооценке выявляются соответствия или несоответствия данным требованиям.

 В чем заключается отличие аккредитации от лицензирования в здравоохранении?

Аккредитация медицинских организаций проводится на основе внешней комплексной оценки на соответствие их деятельности стандартам аккредитации, утверждаемым уполномоченным органом в сфере здравоохранения. В соответствии с пунктом 2 статьи 14 «Аккредитация в области здравоохранения» Кодекса Респуб­лики Казахстан «О здоровье народа и системе здравоохранения» аккредитация носит добровольный характер и осуществляется за счет средств аккредитуемого субъекта и иных незапрещенных средств. Вместе с тем аккредитации подлежат субъекты здравоохранения и субъекты в сфере обращения лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники в целях признания соответствия оказываемых медицинских и фармацевтических услуг установленным требованиям и стандартам.

 Какие изменения вносит аккредитация по обновленным стандартам в медицинской организации?

Обеспечивает  высокое качество медицинской помощи пациентам. Обеспечивает конкурентоспособность. Модернизация и внедрение новых технологий в медицинской организации. Совершенствование процедуры управления рисками. Укрепление доверия со стороны пациентов, сотрудников медицинской организации и всей общественности. Формирование командного духа среди сотрудников медицинской организации, для постановки процедур и процессов.

 Какие  позитивные изменения должен почувствовать  пациент при внедрении обновленных стандартов аккредитации?

Конечно, пациент должен чувствовать качественную и безопасную медицинскую помощь.

 Чем отличается настоящая аккредитация от простой подготовки к проверке?

Это пациент ориентированный процесс, фокус на пациенте. Проверка на месте является только частью процесса совершенствования качества. При проведении аккредитации медицинских организаций осуществляется комплексная оценка (самооценка и внешний аудит) деятельности организации, начиная от вопросов общего управления, управления ресурсами (персонал, финансы, материально-техническое оснащение, помещение), менеджмента медикаментов, рисков и так далее. В международной практике иногда при этом используют так называемый метод трейсер.

 Что подразумевает этот подход?

Трейсер – когда прослеживается маршрут одного пациента с момента поступления или обращения в медицинскую организацию на всех этапах до момента выздоровления и реабилитации, и по ходу ведения пациента выявляются факторы, влияющие на позитивный исход лечения.

При идеальной схеме управления качеством в каждой медицинской организации пациент на всех этапах медицинской помощи, начиная от наблюдения за его здоровьем на участке, через амбулаторное и/или стационарное лечение, до врачебного наблюдения после выписки из стационара, должен быть под наблюдением медицинского персонала, получить соответствующее его ожиданиям медицинское обслуживание. В центре этой идеальной схемы находится перечень профессиональных стандартов, на основании исполнения которых систематически и всесторонне оценивает свою деятельность персонал медицинской организации или внешние оценщики. Данные стандарты включают в себя не только непосредственный контакт медицинских работников с пациентами, но также подготовку и обучение персонала, распределение служебных полномочий, принципы управления клиникой и аудит, исследовательскую деятельность, этические стандарты. На основании международного опыта в критерии стандартов включены те моменты, которые потенциально могут стать основанием для низкого качества, могут стать фактором, влияющим на удовлетворенность населения при получении медицинской помощи.

Вместе с тем в обновленных стандартах аккредитации уделяется большое внимание проведению обучения медицинской организацией пациентов и их родственников по вопросам прав пациентов, процесса подачи обращения в случае неудовлетворенности качеством медицинской помощи.

Выполнение требований стандартов аккредитации будет оцениваться группой инспекторов с использованием инструментов обследования: изучение документов, анкетирование и интервьюирование пациентов и персонала.

Международная оценка национальных стандартов аккредитации медицинских организаций на соответствие требованиям ISQua была запланирована в технико-экономическом обосновании проекта Всемирного банка «Передача технологий и проведение институциональной реформы в секторе здравоохранения Республики Казахстан» с целью обеспечения институциональной устойчивости системы аккредитации в здравоохранении Казахстана.

В августе 2012 года было получено решение Исполнительного комитета Международного сообщества по качеству в здравоохранении (ISQua) о том, что казахстанские стандарты аккредитации стационаров соответствуют принципам ISQua и содержат требования по международным нормам безопасности и качества в здравоохранении. Это важное достижение казахстанского здравоохранения в связи с тем, что был внесен весомый вклад в укрепление его позиций в мировом сообществе.

Как отмечал Президент Нурсултан Назарбаев, Казахстан уже вырос из рамок регионального лидера, теперь надо укреплять позиции на международном уровне. Тем более что из стран бывшего постсоветского пространства мы одними из первых вышли на мировой уровень по вопросам совершенствования систем управления качеством в здравоохранении на основе внедрения аккредитации.

В мировой практике медицинские организации участвуют в аккредитации для поднятия своего имиджа, для привлечения пациентов не только своей страны, но и из-за рубежа. Задача казахстанцев – привести в соответствие с критериями стандартов аккредитации условия оказания медицинской помощи в своих медицинских организациях. Население страны вправе получить медицинскую помощь, достойную его ожиданиям, у себя на родине.

Таким образом, сегодня Центр аккредитации совершенствует имеющиеся стандарты аккредитации, проводит обучение экспертов и консультирует те организации, которые хотят пройти аккредитацию.