Без преувеличения можно утверждать, что лекарство — мощное оружие, которое не только спасает здоровье и жизнь, но и таит в себе опасность: осложнение от фармакотерапии может протекать гораздо тяжелее, чем само заболевание. Поэтому профилактика побочных эффектов лекарственных средств — важная задача здравоохранения.
У нас сегодня в гостях заместитель директора департамента мед. и фармацевтической деятельности г.Астана Нургазин Ералы Мурзаканович и главный специалист лекарственного обеспечения Управления здравоохранения г.Астаны Туребекова Жанат Мынжасаровна.
Вопрос: в чем заключается профилактика побочных эффектов лекарственных средств?
Система мониторинга побочных действий лекарственных средств в РК внедрена впервые с 2005 года, в соответствии с Законом «О лекарственных средствах» и приказом МЗ РК № 52 и по данным приказам сообщать о побочных действиях лекарственных средств могли только медицинские или фармацевтические работники.
С ноября 2010 года в силу вступил новый приказ МЗ РК № 647 «Об утверждении Правил проведения мониторинга побочных действий лекарственных средств», который определяет порядок выявления и сообщения о подозреваемых ПД ЛС:
- в медицинских и фармацевтических учреждениях в виде карты-сообщения;
- международные организации в виде сообщений, аналитических материалов
Приказом разработаны правила проведения мониторинга побочных действий лекарственных средств в медицинских и фармацевтических организациях,
Медицинские организации обязаны письменно информировать уполномоченный орган о фактах проявления особенностей взаимодействия лекарственного средства с другими лекарственными средствами и побочных действиях, в том числе не указанных в инструкции по применению лекарственного средства.
Сообщению подлежат все случаи возникновения побочных действий, серьезных побочных действий и отсутствия эффективности при медицинском применении лекарственного средства, в том числе фитопрепаратов (сборов, настоек, экстрактов, фиточаев и другой аналогичной продукции), гомеопатических препаратов.
В нашей республике повсеместно внедрен спонтанный метод сбора информации о побочном действии лекарственного препарата – «желтые карты». Конечной целью мониторинга побочных действий лекарственных средств является защита безопасности пациента.
Однако в медицинских и фармацевтических организациях города Астаны работы по выявлению побочного действия, серьезного побочного действия или информации об отсутствии эффективности лекарственного средства не на должном уровне поставлены или проведенные работы ограничивается всего лишь ведениями журнала для регистрации случаев побочных действии и с назначениями ответственных лиц по организациями.
Вопрос: А как с мониторингом побочных действий лекарств у нас в Астане?
Еще далеко не все врачи города Астаны понимают, что необходимо сообщать о побочных реакциях, возникающих при применении ЛС. Для этого НЦЭЛС разработаны и обеспечены медицинские организации «желтыми картами», им остается только заполнить их и отправить в управление здравоохранения с последующими в НЦЭЛС г. Алматы.
Вопрос: А почему врачи города не проводят данную работу?
Иногда препятствуют этому главные врачи – они думают, что за обнаружение побочных действий ЛС к ним будут приниматься какие –то репрессивные меры. Задача НЦЭЛС и Комитета никого не наказывать, такой цели нет, а наоборот выявить побочные реакции на ЛС, поставить в известность фармкомпании, производящие этот препарат. Они приносят в НЦЭЛС образцы и проводится аналитическую экспертизу, чтобы разобраться в проблеме.
Вопрос: Допустим выявлен побочный эффект, какие действия принимаете Вы?
На основании результатов анализа и мониторинга НЦЭЛС, наш Комитет принимает решение об утверждении изменений в инструкцию по применению ЛС, о переводе его из категории, подлежащих отпуску без рецепта врача, в категорию рецептурных препаратов, о необходимости проведения дополнительных клинических исследований, а также дополнительной специализированной экспертизы. И даже о приостановлении действия регистрационного удостворения на ЛС или его отзыве, то есть запрещении применения препарата, вызывающего частные побочные действия.
Вопрос: А как повысить грамотность населения? Если человек принимающий лекарство обнаружил у себя побочные эффекты, которые не описаны в инструкции, он ведь обязан сообщить в аптеку или в ваш комитет.
Как известно, 10 июля 2012 года Глава Государства Н.Назарбаев выступил с программной статьей «Социальная модернизация Казахстана: 20 шагов к Обществу Всеобщего Труда», где в 14 поручении была отмечена необходимость повышения лекарственной грамотности населения, как неотъемлемой части повышения солидарной ответственности за свое здоровье.
В своем обращении Глава Государства особо отметил достижения в состоянии здоровья населения и отечественного здравоохранения. При этом подчеркнута необходимость повышения ответственности каждого человека за свое здоровье, ответственности за здоровье людей со стороны работодателя и государства. Еще раз подчеркнута важность здорового образа жизни, умеренного питания и занятий физической культурой и спортом. Необходимо принять меры по повышению уровня осведомленности населения по применению лекарственных средств.
В этой связи, управлением здравоохранением и департаментом комитета контроля медицинской и фармацевтической деятельностью МЗ РК по городу Астане подготовлен и утвержден План мероприятий, согласно которому будут активно проводиться действенные информационно-образовательные мероприятия по реализации поручения Президента Республики Казахстан.
Утвержденный План мероприятий включает в себя тесное взаимодействие Лекарственного информационного центра с Центром формирования здорового образа жизни, департаментом комитета контроля медицинской и фармацевтической деятельности, управлением здравоохранения города, медицинскими учебными заведениями, а также планируется взаимодействие с фармацевтическими и медицинскими ассоциациями в проведении крупных мероприятий.
Руководители медицинских и фармацевтических организацией на местах должны усилить эту работу и вести жесткий мониторинг всех побочных эффектов от лекарственных средств, которые наблюдаются как на стационарном, так и на амбулаторном уровне, предусматривающим выработку мер по повышению «лекарственной грамотности», будет сделан акцент на необходимость применения препаратов населением только по рекомендации и назначению врача.
Вопрос: возникает немало ситуаций, когда выписанный врачом препарат отсутствует в аптеке.
В случае отсутствия в аптеке выписанного в рецепте врача лекарственного средства, провизор/фармацевт может предложить замену фармакологическим аналогом. На витрину должны выставляться только лекарственные средства, реализуемые без рецепта врача.
Информация на листке-вкладыше на лекарственные препараты импортного и отечественного производства должна быть предоставлена как на русском, так и на казахском языках. Внимательно надо изучить упаковку препарата и не покупать лекарственные средства с нарушенной заводской упаковкой препарата (в случае предусмотренной герметичности), а так же срок годности. При необходимости можно запросить у работника аптеки сертификат соответствия на запрашиваемое лекарственное средство.
Вопрос: Какие лекарства запрещены к реализации?
Запрещается реализация:
- лекарственных средств вне объектов фармацевтической деятельности (аптеки, аптечные пункты);
- не имеющих соответствующую лицензию;
- не прошедшие в установленном порядке государственную регистрацию в Республике Казахстан. При этом качество производимых и ввозимых партий лекарственных средств должно быть подтверждено сертификатом соответствия Республики Казахстан.
Вопрос: Какие проблемы возникают при отпуске препаратов в аптеках?
Применение лекарственных средств без назначения врача, случаи необоснованного или несвоевременного обращения населения к специалистам, выписывание назначенных лекарств зачастую несколько наименований на клочках бумаги, без указания дозы, продолжительности приема, в том числе антибиотики новых поколений, с большим спектром побочных эффектов – вот примеры во время проводимых нами проверок в медицинских организациях города. Фармацевты вынуждены отпускать лекарства без рецепта врача, т.к. на их неоднократные информации по поводу выписывания рецептов,медицинские работники реагируют слабо, а отказы в отпуске влекут жалобы на самих аптечных работников. В результате чего население стали лечится безрецептурными лекарственными препаратами, не посетив поликлиники, по советам знакомых, друзей и. т.д.
Вопрос: Как формируются заявки на лекарственные средства в Управлениях здравоохранения и медицинских организациях?
Ежегодно потребность на лекарственные препараты и изделия медицинского назначения производится в соответствии с постановлением Правительства РК от 15 декабря 2009 года № 2135 «Об утверждении Правил обеспечения лекарственными средствами граждан».
Потребность в лекарственных средствах в медицинских организациях с учетом предельных цен, утвержденное Министерством здравоохранения от 27 декабря 2012 года № 903, определяется:
1) в соответствии с лекарственным формуляром медицинской организации;
2) на основании данных динамики заболеваемости и эпидемиологической ситуации;
3) с учетом регистров пролеченных больных;
4) с учетом фактического потребления лекарственных средств за предыдущий год, прогнозируемого остатка на 1 января следующего финансового года;
Лекарственные формуляры медицинской организации формируются в зависимости от профиля организации и протоколов лечения заболеваний.
Вопрос: Существуют ли этические нормы для фармацевтов?
При общении с больными и их родственниками фармацевты (провизоры) должны следовать нескольким деонтологическим требованиям.
Внешний вид
Психологи отмечают, что почти в 80% случаев мнение о человеке составляется по первому впечатлению. Белоснежный накрахмаленный халат, скромная прическа, внешняя подтянутость и аккуратность, опрятность и скромность сотрудника аптеки создают предпосылки для установления доверительных отношений с клиентами.
Поведение
Необходимо помнить, что больным свойственны раздражительность и внушаемость, повышенная требовательность и обидчивость. Поэтому при общении с ними следует проявлять максимум чуткости, внимания и такта. Аптечному работнику надо следить за своими жестами и мимикой, так как больные очень чувствительны к проявлениям недоброжелательности. Неприятное впечатление оказывают на больного обсуждения затруднительных моментов при изготовлении лекарственных средств, споры между работниками аптеки и посторонние разговоры в его присутствии. Приветливое обращение, вежливость, предупредительность, желание облегчить недуг способствуют укреплению авторитета фармацевта.
Речь
Нередко и слово лечит, поэтому важно не только что, но и как сказать. Необдуманное слово может подорвать доверие больного к фармацевту, нанести психическую травму. Информируя больных о порядке приема препарата, следует избегать употребления сложных медицинских терминов. Надо говорить понятно и в меру громко, а пожилым основные положения необходимо повторять несколько раз.
Умение выслушать
Некоторым клиентам свойственно желание поговорить о своих болезнях в надежде услышать слова участия. Умение выслушать, посочувствовать, разделить чужую боль является важным деонтологическим требованием к фармацевту.
Сохранение в тайне от больного
некоторых неблагоприятных сведений
Это может благотворно воздействовать на динамику заболевания и его лечение. Больные часто стремятся узнать свой диагноз. Не рекомендуется называть заболевание, достаточно указать лишь симптоматическое действие лекарственного средства.
Вопрос: Должны ли фармацевты в аптеках разъяснять, как принимать лекарства, дозу и т.д.?
При отпуске лекарственного средства аптечный работник должен подробно обьяснить, как его хранить в домашних условиях, как и когда принимать, чем запивать, какой соблюдать режим приема. Надо осторожно, не внушая страха, предупредить о возможных побочных действиях препарата и объяснить, что при этом делать: прекратить прием, обратиться к врачу, уменьшить дозу. Следует также сказать больному о том, что некоторые побочные эффекты, включенные в аннотацию, встречаются крайне редко.
Вопрос: Нередко слышишь, как фармацевт может позволить себе нелестно отзываться о враче, назначившему лечение? Правильно ли это?
Фармацевт должен поддерживать авторитет врача для сохранения веры пациента в его лечении. В присутствии пациента недопустимо высказывание критических замечаний в адрес врача или выражение сомнений в целесообразности назначения. Не следует также сообщать клиенту аптеки об ошибке в рецепте: необходимо найти способ исправить ее без его ведома. В тоже время эти ошибки нельзя оставлять без внимания. Обо всех неправильно выписанных рецептах необходимо ставить в известность главного врача медицинской организации.
Вопрос: Лекарственный информационный центр в своих выступлениях часто говорит об этических нормах фармкомпаний? Поддерживаете ли Вы их?
Часто больные стремятся приобрести широко рекламируемые средства, основываясь на знаниях, полученных из СМИ или от знакомых. Задача фармацевта в таком случае состоит в том, чтобы в доступной форме рассказать о показаниях и противопоказаниях к применению лекарства, напомнить о вреде самолечения.
Провизор не должен подменять врача, предлагая лекарство по своему усмотрению. Не зная индивидуальных особенности организма клиента, наличия сопутствующих заболеваний, можно нанести вред его здоровью.
Вопрос: Как должен поступить провизор, если к нему обратился человек с теми или иными жалобами
В первую очередь предложить обойтись без лекарства (если, к примеру болит горло, можно порекомендовать полоскания, ингаляции, другие виды домашнего физиолечения).
Этим поможет посетителю аптеки избежать лишних материальных затрат на препараты и предотвратить их возможные побочные действия. Обязательно пациент должен обратиться к врачу. Если же он настаивает, предложить безрецептурное средство по своему усмотрению. Некоторые препараты сегодня недоступны из-за высокой цены. Но необходимо помнить, что лекарства сортности не имеют, и во многих случаях есть возможность заменить дорогое средство более доступным по цене генериком. Несмотря на коммерциализацию отношений и настроений в аптеках, нельзя забывать, что задачей аптечных работников является обеспечение населения качественными, эффективными и доступными лекарственными средствами.
Если у фармацевта нет необходимого больному лекарства, следует сообщить ему адреса или телефоны ближайших аптек, телефоны справочных служб (можно вывесить объявление с такой информацией). Позвонив в справочную службу или соседнюю аптеку и узнав о наличии нужного клиенту лекарства, провизор тем самым помогает ему сэкономить время и силы, особенно важно для пожилых.