РЕЗОЛЮЦИЯ

международной конференции по клинической фармакологии и фармации «Рациональное использование

лекарственных средств»

 

В городе Астана 8-9 сентября 2017 года состоялась Международная конференция по клинической фармакологии и фармации «Рациональное использование лекарственных средств» (далее – Конференция), организованная Республиканским центром развития здравоохранения (РЦРЗ).

В работе Конференции приняли участие более 300 участников, в том числе представители медицинского сообщества, государственных органов здравоохранения, международные эксперты.

Участники Конференции рекомендуют системное устранение следующих проблем, которые препятствуют эффективному развитию и достижению целевых показателей в области здравоохранения:

  1. 1.  В области государственной политики по рациональному использованию лекарственных средств в РК:

1.1  негибкое функционирование формулярной системы в связи с необходимостью согласно текущим нормативным актам утверждения любых изменений в Казахстанском национальном лекарственном формуляре (далее – КНФ) приказом Министра здравоохранения РК. Тогда как согласно международному опыту, для внесения изменений в национальный лекарственный формуляр не требуется нормативный акт уполномоченного органа и решение принимается экспертным сообществом;

1.2  низкая компетенция у менеджеров здравоохранения в затратно-эффективном использовании лекарственных средств ввиду отсутствия обучения менеджеров данной компетенции, и как следствие – нерациональное использование ресурсов в здравоохранении;

1.3  ограниченное применение доказательной медицины в клинической фармакологии и не всегда рациональный подход в использовании лекарственных средств в повседневной клинической практике врачей ввиду отсутствия мониторинга на национальном уровне;

1.4  несвоевременное обновление данных в существующих регистрах по заболеваниям, что приводит нерациональному использованию жизненно-важных и других лекарственных средств; не возможен своевременный мониторинг потребления лекарственных средств пациентами с конкретными заболеваниями;

1.5  отсутствие синхронности в названии, лекарственных формах и наличии между: зарегистрированными лекарственными средствами, лекарственными средствами в КНФ и лекарственными средствами в некоторых клинических протоколах РК;

1.6  отсутствие должного государственного контроля за назначением, отпуском и продажей рецептурных лекарственных средств (свободный отпуск препаратов, отпускаемых только по рецепту, в том числе антибиотиков);

1.7  дефицит человеческих ресурсов – клинических фармакологов и фармацевтов;

1.8  неэтичное продвижение лекарственных средств – влияние фармацевтических компаний на назначения врачей и рекомендации фармацевтов;

1.9  вхождение на рынок препаратов, не имеющих доказательной базы или имеющих недостаточные сведения о доказанной клинической эффективности (регистрация импортных и изготовление отечественными производителями).

  1. 2.       В области знаний, компетенций и практики специалистов здравоохранения:

2.1 недостаточные условия для качественного преподавания клинической фармакологии и доказательной медицины на додипломном и последипломном уровнях, неэффективная деятельность центров доказательной медицины в регионах;

2.2 необоснованное назначение врачами лекарственных средств (без учета клинических руководств и лекарственных формуляров организаций здравоохранения), в т.ч. большого количества ЛС (полипрагмазия), клиническими последствиями которого является нежелательные побочные реакций (НПР), неэффективность и удорожание лечения; 

2.3 неправильное назначение и использование противомикробных средств для лечения вирусных инфекций, назначение антибактериальных препаратов в ненадлежащих дозах, что приводит к развитию устойчивости к ним;

2.3 чрезмерное использование инъекционных лекарственных форм в тех случаях, когда в большей степени пригодны пероральные препараты, порочная практика применения инфузионной терапии в медицинских организациях ПМСП;

2.4 недостаточное назначение врачами немедикаментозных методов лечения: по образу жизни, рациональной диете, лечебной физкультуре и физической активности.

2.5 недостаточное понимание и соучастие в неэтичном продвижении лекарственных средств.

  1. 3.  В области информирования населения о правильном использовании лекарственных средств:

3.1 низкая эффективность обучения пациента и членов семьи медицинскими работниками и профессиональными организациями правильному применению лекарственных средств, и как следствие –

  • отсутствие у населения приверженности к рациональной фармакотерапии, основанной на принципах доказательной медицины;
  • использование лекарств, не имеющих доказательной базы, что приводит к нерациональному расходованию ресурсов;
  • возникновение угроз для здоровья на популяционном уровне (как антимикробная резистентность);
  • рост нерационального использования лекарственных средств по мере нарастания коммерциализации фармацевтической деятельности и распространение «самолечения»;

3.2 необоснованно низкое доверие населения к лекарственным средствам – «генерикам» и лекарственным средствам отечественного производства;

3.3 недостаточная доступность и эффективность каналов обратной связи с населением по вопросам лекарственного обеспечения, в том числе льготного (бесплатного).

*   *   *

Для достижения междисциплинарного взаимодействия и рационального использования лекарственных средств на всех уровнях оказания медицинской помощи и на дому, а также для развития клинической фармакологии и клинической фармации в Казахстане, участники Конференции рекомендуют следующие действия.

1.  В области государственной политики по рациональному использованию лекарственных средств в РК:

1.1  совершенствовать формулярную систему (КНФ и формуляры медицинских организаций) и внедрять фармакоэкономические аспекты лекарственной терапии через внесение изменений в нормативные документы и законодательство;

1.2  разработать стандарт организации службы клинической фармакологии и фармации либо типовые стандартные операционные процедуры для медицинских организаций на разных этапах обращения лекарственных средств;

1.3  повысить качество экспертизы по оценке безопасности, эффективности и качества при проведении государственной регистрации, перерегистрации и внесении изменений в регистрационное досье лекарственных средств;

1.4  утвердить Национальный план по сдерживанию антибиотикорезистентности в Республике Казахстан, согласованный с ВОЗ;

1.5  совершенствовать планирование и лекарственное обеспечение медицинских организаций и населения на основе транспарентного и основанного на доказательствах процесса формирования потребности, рационального расчета потребности в лекарственных средствах с учетом регистров пациентов и оценки фактического потребления лекарственных средств;

1.6  внедрить в практическую деятельность методику по расчету потребности в лекарственных средствах и расчету потребности в наркотических лекарственных средствах при оказании паллиативной помощи, разработанных РЦРЗ;

1.7  проводить мониторинг медикаментозных ошибок (medication error) и почти ошибок (near miss), неблагоприятных случаев (adverse events) на национальном уровне через пост-аккредитационный мониторинг медицинских организаций;

1.8  оказывать медицинским организациям методологическую поддержку для снижения медикаментозных ошибок и почти ошибок и использования лекарственных средств по принципу:

  • правильный пациент;
  • правильное лекарственное средство;
  • правильная доза;
  • правильное время;
  • правильный путь введения,

и тем самым повысить безопасность лекарственной терапии, в том числе безопасность рутинной биологической терапии, особенно на этапе ПМСП и повышения опасности распространения инфекционных осложнений в общем и  в частности - скрытого туберкулёза внутренних органов и позвоночника; 

1.9 способствовать этическому продвижению лекарственных средств и регулировать деятельность фармацевтических компаний и дистрибьюторов, медицинского сообщества;

1.10 развивать информационные технологии в клинической фармакологии и фармации для точного и транспаретного учета лекарственных средств и их планирования;

1.11 проводить строгий надзор за отпуском рецептурных лекарственных средств и привлекать к ответственности в случаях нарушения требований;

1.12 принять меры по снижению дефицита клинических фармакологов.

 

2.  В области знаний, компетенций и практики специалистов здравоохранения:

2.1  создать условия для качественной подготовки медицинских специалистов в области клинической фармакологии, что возможно при организации отдельных специальных кафедр клинической фармакологии на додипломном и последипломном уровне в медицинских вузах РК;

2.2  развивать фармакоэпидемиологию, фармакоэкономику и фармакогенетику в клинической фармакологии;

2.3  руководителям медицинских организаций и вузов поддерживать доступ и подписку к базам данных доказательной медицины и к источникам профессиональной литературы;

2.4  руководителям медицинских организаций планировать средства на переподготовку или повышение квалификации медицинских работников, в том числе менеджеров здравоохранения с клиническим образованием, по вопросам фармации, клинической фармакологии, фармакоэкономике и оценке технологий здравоохранения.

 

3.  В области информирования населения о правильном использовании лекарственных средств:

3.1  использовать потенциал профессиональных неправительственных организацийдля формирования у населения приверженности к рациональному использованию лекарственных средств, продвижению имиджа здорового образа жизни путём выделения государственного социального заказа и грантов;

3.2  медицинским работниками и профессиональным организациям активно обучать пациента и членов семьи правильному применению лекарственных средств на популяционном и индивидуальном уровне;

3.3  в отделениях профилактики медицинских организаций ПМСП проводить для различных возрастных групп и групп пациентов по заболеваниям обучение рациональному использованию лекарственных средств.

 

Cкачать Резолюцию в PDF