РЕЗОЛЮЦИЯ международной конференции по клинической фармакологии и фармации «Рациональное использование лекарственных средств»
В городе Астана 8-9 сентября 2017 года состоялась Международная конференция по клинической фармакологии и фармации «Рациональное использование лекарственных средств» (далее – Конференция), организованная Республиканским центром развития здравоохранения (РЦРЗ). В работе Конференции приняли участие более 300 участников, в том числе представители медицинского сообщества, государственных органов здравоохранения, международные эксперты. Участники Конференции рекомендуют системное устранение следующих проблем, которые препятствуют эффективному развитию и достижению целевых показателей в области здравоохранения:
1.1 негибкое функционирование формулярной системы в связи с необходимостью согласно текущим нормативным актам утверждения любых изменений в Казахстанском национальном лекарственном формуляре (далее – КНФ) приказом Министра здравоохранения РК. Тогда как согласно международному опыту, для внесения изменений в национальный лекарственный формуляр не требуется нормативный акт уполномоченного органа и решение принимается экспертным сообществом; 1.2 низкая компетенция у менеджеров здравоохранения в затратно-эффективном использовании лекарственных средств ввиду отсутствия обучения менеджеров данной компетенции, и как следствие – нерациональное использование ресурсов в здравоохранении; 1.3 ограниченное применение доказательной медицины в клинической фармакологии и не всегда рациональный подход в использовании лекарственных средств в повседневной клинической практике врачей ввиду отсутствия мониторинга на национальном уровне; 1.4 несвоевременное обновление данных в существующих регистрах по заболеваниям, что приводит нерациональному использованию жизненно-важных и других лекарственных средств; не возможен своевременный мониторинг потребления лекарственных средств пациентами с конкретными заболеваниями; 1.5 отсутствие синхронности в названии, лекарственных формах и наличии между: зарегистрированными лекарственными средствами, лекарственными средствами в КНФ и лекарственными средствами в некоторых клинических протоколах РК; 1.6 отсутствие должного государственного контроля за назначением, отпуском и продажей рецептурных лекарственных средств (свободный отпуск препаратов, отпускаемых только по рецепту, в том числе антибиотиков); 1.7 дефицит человеческих ресурсов – клинических фармакологов и фармацевтов; 1.8 неэтичное продвижение лекарственных средств – влияние фармацевтических компаний на назначения врачей и рекомендации фармацевтов; 1.9 вхождение на рынок препаратов, не имеющих доказательной базы или имеющих недостаточные сведения о доказанной клинической эффективности (регистрация импортных и изготовление отечественными производителями).
2.1 недостаточные условия для качественного преподавания клинической фармакологии и доказательной медицины на додипломном и последипломном уровнях, неэффективная деятельность центров доказательной медицины в регионах; 2.2 необоснованное назначение врачами лекарственных средств (без учета клинических руководств и лекарственных формуляров организаций здравоохранения), в т.ч. большого количества ЛС (полипрагмазия), клиническими последствиями которого является нежелательные побочные реакций (НПР), неэффективность и удорожание лечения; 2.3 неправильное назначение и использование противомикробных средств для лечения вирусных инфекций, назначение антибактериальных препаратов в ненадлежащих дозах, что приводит к развитию устойчивости к ним; 2.3 чрезмерное использование инъекционных лекарственных форм в тех случаях, когда в большей степени пригодны пероральные препараты, порочная практика применения инфузионной терапии в медицинских организациях ПМСП; 2.4 недостаточное назначение врачами немедикаментозных методов лечения: по образу жизни, рациональной диете, лечебной физкультуре и физической активности. 2.5 недостаточное понимание и соучастие в неэтичном продвижении лекарственных средств.
3.1 низкая эффективность обучения пациента и членов семьи медицинскими работниками и профессиональными организациями правильному применению лекарственных средств, и как следствие –
3.2 необоснованно низкое доверие населения к лекарственным средствам – «генерикам» и лекарственным средствам отечественного производства; 3.3 недостаточная доступность и эффективность каналов обратной связи с населением по вопросам лекарственного обеспечения, в том числе льготного (бесплатного). * * * Для достижения междисциплинарного взаимодействия и рационального использования лекарственных средств на всех уровнях оказания медицинской помощи и на дому, а также для развития клинической фармакологии и клинической фармации в Казахстане, участники Конференции рекомендуют следующие действия. 1. В области государственной политики по рациональному использованию лекарственных средств в РК: 1.1 совершенствовать формулярную систему (КНФ и формуляры медицинских организаций) и внедрять фармакоэкономические аспекты лекарственной терапии через внесение изменений в нормативные документы и законодательство; 1.2 разработать стандарт организации службы клинической фармакологии и фармации либо типовые стандартные операционные процедуры для медицинских организаций на разных этапах обращения лекарственных средств; 1.3 повысить качество экспертизы по оценке безопасности, эффективности и качества при проведении государственной регистрации, перерегистрации и внесении изменений в регистрационное досье лекарственных средств; 1.4 утвердить Национальный план по сдерживанию антибиотикорезистентности в Республике Казахстан, согласованный с ВОЗ; 1.5 совершенствовать планирование и лекарственное обеспечение медицинских организаций и населения на основе транспарентного и основанного на доказательствах процесса формирования потребности, рационального расчета потребности в лекарственных средствах с учетом регистров пациентов и оценки фактического потребления лекарственных средств; 1.6 внедрить в практическую деятельность методику по расчету потребности в лекарственных средствах и расчету потребности в наркотических лекарственных средствах при оказании паллиативной помощи, разработанных РЦРЗ; 1.7 проводить мониторинг медикаментозных ошибок (medication error) и почти ошибок (near miss), неблагоприятных случаев (adverse events) на национальном уровне через пост-аккредитационный мониторинг медицинских организаций; 1.8 оказывать медицинским организациям методологическую поддержку для снижения медикаментозных ошибок и почти ошибок и использования лекарственных средств по принципу:
и тем самым повысить безопасность лекарственной терапии, в том числе безопасность рутинной биологической терапии, особенно на этапе ПМСП и повышения опасности распространения инфекционных осложнений в общем и в частности - скрытого туберкулёза внутренних органов и позвоночника; 1.9 способствовать этическому продвижению лекарственных средств и регулировать деятельность фармацевтических компаний и дистрибьюторов, медицинского сообщества; 1.10 развивать информационные технологии в клинической фармакологии и фармации для точного и транспаретного учета лекарственных средств и их планирования; 1.11 проводить строгий надзор за отпуском рецептурных лекарственных средств и привлекать к ответственности в случаях нарушения требований; 1.12 принять меры по снижению дефицита клинических фармакологов.
2. В области знаний, компетенций и практики специалистов здравоохранения: 2.1 создать условия для качественной подготовки медицинских специалистов в области клинической фармакологии, что возможно при организации отдельных специальных кафедр клинической фармакологии на додипломном и последипломном уровне в медицинских вузах РК; 2.2 развивать фармакоэпидемиологию, фармакоэкономику и фармакогенетику в клинической фармакологии; 2.3 руководителям медицинских организаций и вузов поддерживать доступ и подписку к базам данных доказательной медицины и к источникам профессиональной литературы; 2.4 руководителям медицинских организаций планировать средства на переподготовку или повышение квалификации медицинских работников, в том числе менеджеров здравоохранения с клиническим образованием, по вопросам фармации, клинической фармакологии, фармакоэкономике и оценке технологий здравоохранения.
3. В области информирования населения о правильном использовании лекарственных средств: 3.1 использовать потенциал профессиональных неправительственных организацийдля формирования у населения приверженности к рациональному использованию лекарственных средств, продвижению имиджа здорового образа жизни путём выделения государственного социального заказа и грантов; 3.2 медицинским работниками и профессиональным организациям активно обучать пациента и членов семьи правильному применению лекарственных средств на популяционном и индивидуальном уровне; 3.3 в отделениях профилактики медицинских организаций ПМСП проводить для различных возрастных групп и групп пациентов по заболеваниям обучение рациональному использованию лекарственных средств.
|